Мордва – это коренные жители России, проживающие в центральной части страны. 🌎 Под единым наименованием скрываются две народности: эрзя и мокша. Основное количество проживает в Мордовии. 👨👩👧👦 На территории Российской Федерации насчитывается примерно восемьсот тысяч человек данной национальности. 📃 Традиции мордовского народа тесно переплетаются с культурами иных этносов, сохраняя при этом свою самобытность.
Происхождение
Ключевым вопросом происхождения мордвы является проблема соотношения народов мокша и эрзя. Научный спор на эту тему ведётся уже не первый век. Сторонники одной позиции утверждают, что мокша и эрзя – это два разных финно-угорских народа, проживающих на одной территории.
Представители второй позиции доказывают, что эти народы являются субэтносами единого народа, который и именуют мордва.
А знаете ли вы?
Сами мордовцы начали так себя называть лишь с середины XX столетия, когда регион их проживания стали официально именовать Мордовией. Более того, такой народности, как мордва, вовсе не существует: этим словом русские для большей понятности именовали два разных народа, проживавших на одной территории: мокша и эрзя.
В настоящее время опубликованы многочисленные исследования, доказывающие существование древней мордвы – древнее финно-угорское племя с единым языком и культурой, из которого впоследствии выделились мокша и эрзя.
Сложение единой древнемордовской семьи племен, происходившей на стадии поздней первобытности, можно считать этническим процессом макроконсолидации, наряду с которым наблюдался другой этнический процесс – микроконсолидация, приведшая к формированию в составе этой семьи племен двух ассиметричных соплеменностей, одна из которых вошла в историю под именем эрзи, а другая – мокши. Асимметричность эрзи и мокши проявляется не только в их численности, но и в размерах традиционной территории их расселения, которая у эрзи обширнее, чем у мокши.
Отмеченная диспропорция сохраняется поныне, хотя на территории Республики Мордовия численное соотношение тех и других примерно одинаково.
В конце I – начале II тысячелетия н. э. в связи с возникновением раннеклассовых отношений, развивавшихся по пути феодализации, наметилось перерастание древнемордовской семьи племен в отличный от нее принципиально новый тип этнической общности – мордовскую феодальную народность. Параллельно с этим процессом шло сплочение эрзянской и мокшанской соплеменностей в народности вторичного уровня. Существование народностей различных уровней с присущей им иерархичностью этнического самосознания, его вариабельностью было одной из характерных черт развития этносов в эпоху феодализма, обусловленных феодальным способом производства, доиндустриальным уровнем развития общества (натуральностью хозяйства, земляческой раздробленностью, низкой частотностью инфосвязей), что хорошо прослеживается и на примере мордвы.
Осознавая себя мордвой по этническому самосознанию высшего (первичного) порядка, эрзя и мокша культивировали и собственно эрзянское и мокшанское самосознание (вторичного порядка), т. е. их этническое самосознание было двойственным, двухступенчатым, бинарным, дихотомическим.
Однако, несмотря на определенные тенденции регионального этноцентризма, идея единства мордвы как народа все более крепла. Ее актуальность обусловливалась в том числе и напряженной международной обстановкой. Передвижения племен и народностей, их столкновения и пертурбации, связанные с так называемым «великим переселением народов», постоянные набеги с юга и юго-востока степняков-кочевников оказывали огромное влияние на этнические процессы, ускоряли этническую консолидацию мордвы, стимулировали осмысление необходимости эрзя-мокшанского симбиоза как кардинального фактора самосохранения этноса, что нашло яркое художественное отражение в мордовском эпосе «Масторава».
В процессе своего развития как мокшане так и эрзяне имели тесные контакты с различными ираноязычными и тюркоязычными племенами на южных границах своего расселения, а на севере и западе — с балтоязычными.
По исследованиям финнологов, основанных на изучении языка, мордва испытывала культурное влияние соседствовавших с ними в разное время сарматов, хантов, гуннов, германцев, литовцев, венгров, тюрок и славян.
С запада в течение последних 1000 лет наиболее сильное влияние мокша и эрзя испытали от славянских племён. Славянизации были подвержены почти все.
Внешность мокшан и эрзян
В большей степени мордва являются представителями европеоидной расы. В то же время антропологический облик мордвы сильно дифференцирован у различных групп. Среди части мордвы-мокши распространён субуральский тип, характеризующийся относительной длинноголовостью и довольно высоким лицом в пределах уральской расы. Для большей части мордвы-эрзи характерен сурский тип атланто-балтийской расы, для которого характерны мезокефалия, относительно узкое лицо, но не столь высокое, как у скандинавского типа. У некоторых групп мордвы-эрзи и южной мордвы-мокши встречается северопонтийский тип центральноевропейской расы, характерный также для русских Поволжья. Этот тип характеризуется длиной тела средней или выше средней, преобладающей мезокефалией, узким лицом, довольно часто встречаются волнистые волосы.
Такие антропологические характеристики сближают мордовское население с населением, оставившим Пьяноборскую археологическую культуру.
И. Н. Смирнов в конце XIX века описывал мордву следующим образом: мокша представляет большее разнообразие типов, чем эрзя; рядом с белокурыми и сероглазыми, преобладающими у эрзян, у мокши встречаются и брюнеты, со смуглым цветом кожи и с более тонкими чертами лица. Рост обоих подразделений мордвы приблизительно одинаковый, но эрзяне, по-видимому, отличаются большею массивностью сложения (особенно женщины).
Мордовский язык
Часть лингвистов считают, что у древнего народа был один язык, но со второй половины I-го тыс. н. э. он разделился на эрзянский – им владели эрзяне и мокшанский – мокшане. Все они относятся к прибалтийско-волжской языковой семье финно-угорской группы, имеют литературный статус и распадаются на диалекты. Смешанные говоры присущие разным районам проживания мордвы.
Ученые пришли к мнению, что:
- Мокшанский язык смешал в себе татарский, чувашский и тюркский. В нем много букв «ы», «э» и большое количество татарских сложных слов.
- Эрзянский – позаимствовал много из русского. В нем доминирует «ь».
Языки немного разнятся между собой окончаниями и звучанием, это совсем не мешает племенам понимать друг друга. Значительная часть мордвы общается между собой на русском языке. Примерно в конце XVIII века появилась письменность с использованием алфавита, на основе кириллицы.
Мордовские языки изучают в школах, на них выходят СМИ, блоги и книги.
История упоминаний
Наиболее раннее употребление этнонима мордва предположительно фиксируется в трактате «О происхождении и деяниях гетов» готского историка VI века Иордана. В нём среди народов Восточной Европы, которые якобы были покорены Германарихом к 375 году, упоминается народ «морденс», который помимо близкого написания ассоциируется с мордвой также на основании географического соседства с «меренс» (мерей).
В современных мордовских языках слово «мордва» как этноним не сохранилось. Однако едва ли можно думать, что этот этноним употреблялся в качестве самоназвания в прошлом. Так ещё в XVIII в. известный русский учёный И. Г. Георги, путешествовавший в Поволжье, заметил, что мордвины: «<…> называются сами по поколениям своим мокшами и мокшанами, также ерзянами и ерзядами. Россияне же нарицают их вообще мордвою, которое наименование и между ними самими не употребительно»
Роджер Бэкон в своём «Opus Majus» также отделяет мокшан («moxel») от мордвы (эрзян):
К северу же от этой земли Тартарской между Танаисом и Этилией живут какие-то народы…. И оба эти народа живут на севере, рядом с полюсом, но более удален от севера народ, живущий сразу за рекой Танаис и называемый моксель, подчинённый тартарам. И они — язычники, живущие совершенно без закона, города у них нет, но хижины в лесах. Государь их и большая часть их были убиты в Польше поляками и алеманнами и богемами. Ведь тартары повели их на войну с поляками. А они во многом поддерживают поляков и алеманнов, надеясь таким образом освободиться с их помощью от тартарского рабства. Если к ним придёт купец, тот, в доме которого он первым остановился, должен проявлять заботу о нём столько времени, сколько он желает там пробыть. Ибо так принято в этих местах. За ними к востоку живёт некий народ, называемый мердуим, зависимый от тартар. Но они — сарацины, живущие по законам Магомета.
То же в конце XVIII века подтверждает и Иоганн Георги:
С того времени, как стали они Российской державе подвластны, упражняются все в землепашестве, но живут не в городах, а в деревушках, подобно черемисским и чувашским, и весьма охотно строят жилища свои в лесах. Дворы, землепашество, небольшое скотоводство, домашняя рухлядь, пища и всё вообще расположение их хозяйства ни мало от черемисского и чувашского не разнится. По большей части бывают и у их дворов такие же, как у тех, огородцы, в коих садят про себя обыкновенную поваренную зелень. Но к звериному промыслу не столько они прикрепляются, как помянутые народы. Мордовки упражняются равномерно в таких же делах, как черемисские и чувашские женщины, и притом подобные им в прилежании и искусстве. Народ сей несёт равную с соседями своими гражданскую тягость, да и в самом поведении им сообразен. Мокшаны живут в привольных к лесному пчеловодству местах; есть также между ними действительно и такие пчеляки, кои имеют у себя по сту и по двести ульев.
О мокшанах (Moxii) как отдельном народе и их стране (Moxia) говорится в сочинении Иосафата Барбаро «Путешествие в Тану».
Энциклопедия Кирилла и Мефодия также называет предводителя эрзянского войска Пургаса мордовским князем:
…В то время как войска Улуса Джучи совершали первые два похода на Волжскую Булгарию (в 1229 и 1232 гг.) суздальские войска громили главного союзника булгар — мордовского князя Пургаса.
В работе В. Т. Пашуто также мокшане и мордва упомянуты как разные народы:
В течение 1239 года Бату позволил некоторым своим родичам предпринять небольшие рейды на мордву и мокшу, на уже разоренное Рязанское княжество, на Переяславль-Южный
Из выступления директора Института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовии д. и. н. В. А. Юрчёнкова на Сафаргалиевских чтениях, ежегодно проходящих в Саранске:
мокша, эрзя, буртасы, меря и мурома образовались после распада городецкой культуры и являются родственными племенами. Если учитывать и этот факт, то становится ясно, что мордва не просто пребывала в составе древнерусского государства в течение 10 веков, но и способствовала его образованию.
О сходстве мокшан и мишарей (мещёры) писали адъюнкт Петербургского университета Хусаин Фейзханов и его коллега В. В. Вельяминов-Зернов, занимавшиеся исследованием истории Касимовского царства:
Наши благословенные мишари являются (по происхождению) финнами, однако они более близки к мокшам. В древней истории России мокши и мишари упоминаются друг за другом. Чуваши и черемисы упоминаются совместно отдельной группой. Наружность мишарей, в особенности, саратовских, имеет мокшанский вид: и в действиях и манерах они похожи на мокшанцев
Религия
До начала христианизации населения мордвы исповедовали язычество и поклонялись природным силам. Материального изображения идолов не было. У нации имелось основное божество, ряд второстепенных богов и многочисленные духи.
Среди магических существ особое значение имело женское начало. Например, покровителя земли, леса, огня, ветра, воды и дома почтительно именовали матерью. Согласно документальным источникам, в те времена имело место многоженство. Тем не менее у мордовского народа женщина и мужчина обладали одинаковыми правами.
После крещения некоторые языческие традиции сохранились и перемешались с новыми обычаями. Наиболее ярко это прослеживается при праздновании Светлой Пасхи и Рождества. Ряд старинных ритуалов четко выделяется при проведении свадебного торжества или на похоронах.
В древности религия Мордвы предполагала тесное сплетение мира мертвых и живых. При выборе нового погоста первого человека хоронили в вертикальном положении, вручая в руки посох. С этого момента он носил статус старейшины кладбища.
Где живут, численность
По данным переписи 2002 года, численность мордвы в России составило более 843 000 человек. Почти 284 000 из них живут в Мордовии, составляя более 30% населения региона. Большие диаспоры находятся в таких регионах, как:
- Самарская область — 86000
- Пензенская область — 70739
- Оренбургская область — 52458
- Ульяновская область — 50229
- Республика Башкортостан — 26020
- Нижегородская область — 25022
Национальная одежда и внешность
На первые взгляд, одеяния мокши и эрзи абсолютно идентичны, но в реальности между ними имеются существенные различия. Например, представительницы второго этноса носили головной убор, украшенный выступом, который по форме напоминал рог.
Наряд эрзянок включал в себя белоснежную сорочку и расшитый кафтан. Взрослые барышни надевали пояс пулай, декорированный бахромой из шерсти и бисером. Обязательным элементом являлась застежка на груди под названием сюлгамо.
Одежда мокши немного напоминала костюм тюркских племен. Помимо двурогого головного убора, на волосы часто накручивали тюрбан из платка. Пояса пулай у них не было, вместо кафтана люди облачались в яркие платья.
Представители сюлгамо также имели свой национальный наряд. Помимо вышеперечисленных элементов в одежде, они надевали наколенники из шерсти.
Этнос Мордвы отличался и по внешнему виду. Эрзя имели вытянутое лицо, светлые вьющиеся волосы и глаза серо-голубого оттенка. Основная часть представителей мокши – это темноокие брюнеты с широким лицом.
Весёлые мордовские праздники
Зимней порой у населения начинается период разнообразных торжеств. До появления христианства жители Мордвы отмечали «роштовань кудо». К празднику люди строили с нуля или арендовали домик, где молодежь поселения устраивала пляски и веселье, проводила магические ритуалы и развлекалась многочисленными играми.
На Новый год, до крещения республики, мордовский народ выкладывал на стол разнообразные яства и возносил молитву божествам, прося у них здоровья и хорошего урожая.
С приходом христианства ритуальные процедуры стали целомудренней, но веселья от этого меньше не стало. Рождественский Сочельник народ мордва именовал «калядань-чи» (День Коляды). Праздник ассоциировался с зарождением нового светила после долгой и холодной зимы.
- Отмечали «калядань-чи» весело и с размахом. Детки ходили по дворам, голосили задорные песенки. За мини-концерты жители поселения угощали их пирожками, которые каждый этноним именовал по-своему (у мокшан – «пярякат», у эрзя – «калядань прякат»).
- На Масленицу парни предлагали девушке, которая им нравилась прокатиться на саночках. Парочками перекидывались между собой шуточками, устраивали бои снежками. Обязательное лакомство праздника – блины с разнообразными начинками.
- Весенние празднества мордовского народа также уникальным образом объединили в себе язычество и христианские традиции. На Пасху люди вспоминают о покойных, просят у них счастья и долголетия.
- Осенней порой также не обходилось без веселых праздников. В этот период население занималось сбором урожая. Во времена язычества жители Мордовии поклонялись богу плодородия Нороваве. Чтобы «наладить контакт» с мистическим существом люди приносили хлеб и соль, в меже оставляли несжатые полоски ржи.
- В октябре отмечали Покров день, торжество предназначалось исключительно для милых барышень. В эту дату проводили ритуал под названием «покров баба». Мордовки облачались в невероятные наряды и ходили по избам, пели веселые песни, танцевали с метелкой.
Подобный ритуал помогал избавиться от домашних вредителей, сверчков и тараканов. За труды женщин награждали вкусными пирогами.
Свадьба по-мордовски
Древней народ России отмечает день бракосочетания с размахом. Их свадебные традиции необычны и разнообразны. В некоторых селениях молодожёнов в первую брачную ночь отправляли в хлев. Конечно, предварительно его тщательно мыли и чистили.
Откуда появилась такая традиция? Одни утверждают, что подобным образом гости хотели спровадить пару из дома, чтобы продолжить веселье. Вторые уверяют, что данный обряд помогает молодухе привыкнуть к мужу, новой обстановке.
Традиции и обычаи мордовского народа
Нация отличается добродушием и гостеприимством. Гостей встречают богато накрытым столом. Не зря на церковные праздники в мордовские поселения приезжали русские, чтобы отведать невероятно вкусные блюда местной кухни и хорошо повеселиться.
Самые популярные кушанья, которые готовят мордовки – это различные каши, квашеная капуста, щи, жареная печень, медовые и хмельные напитки. Местные девушки большие любительницы гаданий. Популярностью пользуются активные игры на свежем воздухе.
Особое внимание мордовская культура уделяет уважению старших, приучению с малых лет к труду и прививанию древних традиций.
Легенда о Хозяине погоста
До шестнадцатого века мокша и эрзя исповедовали язычество. Отголоски прошлых лет порой наблюдаются во время свадебных или погребальных церемоний. Например, символическое вознесение молитвы возле штатола. Это священная свеча из дерева.
До начала двадцатого века в мордовских селениях сохранялась традиция хоронить первого покойника на новом кладбище в вертикальном положении с посохом в руках. После проведения священного обряда усопший становился хозяином погоста.
«Жена – всему голова»
Во времена язычества у жителей Мордвы было бессметное количество богов. Практически на каждый предмет или природное явление имелся собственный «хозяин». Основная часть волшебных существ была женского рода. Например, Чиава – богиня солнца, Кудава – хранительница дома, Вирява оберегала лес.
При этом у каждого божества имелся супруг, являющийся покровителем аналогичной стихии или предмета. Однако мужчины играли второстепенную роль.
Если верить старинным летописям, то в древних мордовских семьях царил матриархат. Иными словами, барышни имели огромное влияние на своих супругов. Не зря в те времена в обиходе была поговорка: «Не верь мужу, спроси у жены».
Ножницы под подушкой
Каким образом в древние времена определяли, мальчик или девочка родится у беременной женщины? Легко и просто. Если на коже появились пигментные пятнышки, значит, нужно готовиться к появлению еще одного мужчины в семье.
После родов девушки обмывали в трех водах. Новорожденного также купали и обязательно добавляли в ванночку деньги. Считалось, что подобный оберег принесет крохе счастье и достаток.
Чтобы младенца не «захватили» злые духи, ему под подушку клали предмет из железа. Это мог быть топор или нож. А чтобы запутать беса, ребенка продавали нищим или первому встречному человеку.
Конечно, процедура носила символический характер. Затем мать обратно забирала малыша за несколько копеек.
Краткий разговорник
По-мокшански:
Няемозонк! – До свидания!
Сюкпря! Сюконян пек! – Спасибо!
Шумбраши! – Добрый день!
Простиндамасть! – Извините!
Тинь мокшекс корхтатада? – Вы говорите по-мокшански?
Да- Да.
Аш – Нет.
Лацкас ярхцамс! – Приятного аппетита!
По-эрзянски:
Вастомазонок! Неемазонок! – До свидания!
Сюкпря! Сюконян пек! – Спасибо!
Шумбрачи! – Добрый день!
Простямизь! Илямизь чумондо! – Извините!
Тынь кортатадо эрзякс? – Вы говорите по-эрзянски?
Да – Да.
Аволь – Нет
Вадрясто ярсамс! – Приятного аппетита!
Быт и уклад жизни
Традиционно народ мордвы занимался земледелием. Именно к этому занятию их подвигло место проживания на плодородных землях, рядом с рекой или лесом. С самых далеких времен землю обрабатывали мотыгой, позже ее заменили на соху, а со временем стали вспахивать тяжелым плугом. Сажали коноплю, рожь, горох, лен, овес, и просо. Из большей части зерна делали муку на мельницах, которые работали при помощи воды или ветра, некоторые были и ручными.
Огородничество было слабо развитым. Дополнительно охотились на пушного зверя при помощи псов, лука со стрелами. Рыбной ловлей занимались только речные племена.
Также разводили пчел, иногда у хозяев было до 150 ульев. Мед использовали в приготовлении разных блюд, напитков, продавали, часть отдавали как дань. Хорошо были развиты ремесла по обработке дерева, металла и шерсти. Также было налажено и производство изделий из керамики. Прославились они как виртуозные ткачи. Этим ремеслом занимались целыми деревнями. Красили и набивали сукна, разводили домашний скот.
Знаменитости Мордовии
- Многие известные спортсмены, певцы и актеры – представители народа мордвы. Знаменитостью Мордовии, а именно народа эрзя является Надежда Кадышева, солистка группы «Золотое кольцо». По эрзянски ее фамилия звучит – «Кадышень».
- Еще одна знаменитость, родом из республики Мордовии – поэтесса Алина Подгорнова (эрзянка).
- Дарья Учватова – победительница конкурса красоты, представляла Мордовию (мокшанка).
- Также представители мордовского народа есть и среди спортсменов: Валерий Борчин – чемпион по спортивной ходьбе, Олег Маскаев известный боксер, Светлана Хоркина – гимнастка.
Заключение
Мордовский народ проживает в России более тысячи лет, а мы очень мало знаем об их традициях и обычаях. Чтобы жить в мире и взаимопонимании с соседями требуется хотя бы поверхности разбираться в культуре народности, чтобы ненароком не обидеть.
мордва
мордвин
мордва народ
мордвины
мордва внешность
мордова
мордовка
мордва википедия
мордовцы
мордвины что за нация
мордвинка
мордовия википедия
мордовия люди
мордовы
мордва религия
мордвины внешность
мордва это
мордовское досье
мордовка или мордвинка
мордовка внешность
мордовия республика википедия
мордва внешность женщины
мордвин национальность
мордва фото
мордвинцы
мордва национальность
мордва народ внешность
мордовки
мордовия национальность
мордва народ происхождение
мордаа
мордва список народов мира
мордва внешность мужчины
мордовия народ
мордовцы внешность
мордвинка или мордовка
народы мордовии
жители мордовии
народ мордва
мордва мокша
кто такие мордва
кто такие мордвины
люди и жизнь мордовия
голые мордовки
мордвин это
религия мордвы
мордвы
мордва финно угорский народ
мордва характерные черты
мордва характерные черты